Красота в эстетизме

НА ГЛАВНУЮ
ОГЛАВЛЕНИЕ

Владимир ШОЙХЕР

АНТОЛОГИЯ МЫСЛИ В АФОРИЗМАХ

У.2. ОЦЕНКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

У.2.1. ПРЕКРАСНОЕ. КРАСОТА

  • 1 КРАСОТА
  • 2 ПОНИМАНИЕ И ДЕЙСТВИЕ КРАСОТЫ
  • 3 КРАСОТА И ДОБРО, ИСТИНА

У.2.2. ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА

  • 1 ПОНИМАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА
  • 2 СУБЪЕКТИВНОСТЬ В ПОНИМАНИИ
  • 3 ЧТЕНИЕ
  • 4 ЧИТАТЕЛЬ
  • 5 СПОСОБНОСТЬ, ПУТИ К ПОНИМАНИЮ
  • 6 ВКУС

У.2.3. КАЧЕСТВО ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

  • 1 КАЧЕСТВО ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА
  • 2 ОСНОВА УСПЕХА ПРОИЗВЕДЕНИЙ
  • 3 СУДЬБА КНИГИ
  • 4 ОЦЕНКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА
  • 5 КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

У.2.4. КРИТИКА

  • 1 КРИТИКА
  • 2 КРИТИКА И КРИТИКИ

У.2. ОЦЕНКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

У.2.1. ПРЕКРАСНОЕ. КРАСОТА

1 КРАСОТА

  • Красота - это печать, которой природа помечает свои наиболее совершенные творения. Оноре де Бальзак
  • Прекрасное - манифестация сокровенных законов природы; без его возникновения они навсегда остались бы сокрытыми. Иоганн Вольфганг Гёте
  • Красота - отсвет Бога в Его произведениях. Димитрий Панин
  • Красота есть соглашение между формой и содержанием. Генрик Ибсен
  • Прекрасное, как и полезное, имеет своё разумное основание. Жан Анри Фабр
  • Красота есть представление бесконечного в конечном. Фридрих Шеллинг
  • Ничто не обладает красотой изолированно; всё прекрасно только в целостности. Отдельно взятый предмет прекрасен только в той мере, в какой он даёт ощутить эту всеобщую красоту. Ралф Эмерсон
  • Гармония - качество, которым целое отличается от суммы своих частей. Александр Круглов
  • Красота - это гармония цветущей природы. Аркадий Давидович
  • Оправдание абсурдного мира может быть только эстетическим. Альбер Камю
  • ...Что есть красота
    И почему её обожествляют люди?
    Сосуд она, в котором пустота,
    Или огонь, мерцающий в сосуде. Николай Заболоцкий
  • Красота - это форма, ставшая прозрачной и раскрывшая дух. Красоту можно назвать методом искусства: это мост от формы к духу. Александр Круглов
  • Украшение - что может подчеркнуть красоту, но не восполнить отсутствующую. Александр Круглов
  • Уродливое украсить невозможно, его можно только скрывать. Александр Круглов
  • Не-художник приукрашивает саму красоту. Александр Круглов
  • Лучшие художники всегда боялись "красивого". Им открывается красота как существительное, а не как прилагательное. Александр Круглов
  • Красота, в отличие от красивости, о себе не знает. Художник пишет не красоту и не для красоты, а чувство и ради чувства, и если это у него удаётся, имеющие глаза видеть, видят: красота! Александр Круглов
  • Симметрия - эстетика идиотов. Юлиан Тувим
  • Красота относительна. Она зависит от потребностей разных поколений; а искать в том, что нам кажется прекрасным, признаков абсолютной красоты - бесполезное дело. Сомерсет Моэм
  • Красота есть не что иное, как то, что нам нравится. Лев Толстой

2.ПОНИМАНИЕ И ДЕЙСТВИЕ КРАСОТЫ

  • Красота не заключается во красота внешности предмета, но в чувстве, какое оно нам внушает. Жан Поль Рихтер
  • Красивым кажется всё, на что смотришь с любовью. Кристиан Моргенштерн
  • Любовь и искусство обнимают не то, что прекрасно, а то, что благодаря им становится прекрасным. Карл Краус
  • Хотя в поисках прекрасного мы странствуем по всему свету, мы должны иметь его в себе, иначе нам его не найти. Ралф Эмерсон
  • Науку может изучать каждый, - один с большим, другой меньшим усилием. Но от искусства всякий получает лишь столько, сколько он вносит в него сам. Артур Шопенгауэр
  • Истинную цену розе знает лишь соловей. Азербайджанское изречение
  • Восторг - когда не ты овладел истиной, а истина тобой. Александр Круглов
  • Прекрасное есть соединение красоты и душевного волнения. Александр Володин
  • Прекрасное постигается без размышления, ибо идея входит в него как элемент природного порядка. Иммануил Кант
  • Удовольствие критиковать мешает наслаждаться прекрасным. Жан де Лабрюйер
  • Интерпретация - это мышление, деяние, тогда как видение - это состояние. Людвиг Витгенштейн
  • Красота действует даже на тех, кто её не замечает. Жан Кокто
  • Если ты не чувствуешь красоты цветов, если ты не ценишь дружбы и если тебя не радуют песни - ты болен, тебя надо лечить. Арабское изречение
  • Культивировать в себе эстетические переживания - значит развивать в себе прекрасное, что-то высшее, чем я сам. Николай Бердяев
  • Тот, в ком нет музыки, кто не трогается согласием сладостных звуков, способен к измене, коварству, хищности; движения его души темны, как ночь, и склонности мрачны, как Эреб. Уильям Шекспир

3 КРАСОТА И ДОБРО, ИСТИНА

  • Есть высшая точка, где красота, природа и нравственность сливаются воедино. Шарль Сент-Бёв
  • Красота есть символ морального добра. Иммануил Кант
  • Эстетика есть форма осознания этики. Фазиль Искандер
  • Всё, что против разума, - безобразно. Филон Александрийский
  • Красота без доброты зловеща. Аркадий Давидович
  • Красота без доброты остаётся невостребованной. Сэмюэл Джонсон
  • Не всякая правда - красота, но всякая красота - правда. Константин Станиславский
  • Истина открывается через очарованность. Августин
  • Всё, что прекрасно, нравственно. Гюстав Флобер
  • Глубина без изящества становится мельче, а изящество без глубины - грубее. Геннадий Матюшов
  • В области искусства нет света без тепла. Виктор Гюго
  • Истина, не имеющая последствием добро; так же как добро, не имеющее в основе своей истину; так же красота, не имеющая в основе своей добро, не суть истина, ни добро, ни красота, но только подобие их. Лев Толстой
  • Истина без добра и красоты - ложь. Добро без истины и красоты - зло. Красота без истины и добра - безобразие. Владимир Микушевич
  • Некрасивость теории вызывает подозрения в её истинности, и история показывает, что подозрения эти обычно оправданы. Чарлз Перси Сноу
  • Красота - это истина в искусстве, а истина - это красота в науке. Геннадий Матюшов
  • И добро и истина прекрасны. Но красота не может служить их критерием, потому что это только форма истины и добра, - форма, которую легко усваивают заблуждение и зло. по Александр Круглов
  • С красотой истина не имеет ничего общего и большей частью противоположна ей, потому что, разоблачая обман, разоблачает иллюзию, главное условие красоты. Лев Толстой
  • Вкус - избирательность в средствах; цель - внеэстетическая категория. Игорь Юганов
  • Чарующее всегда таит ложь. Лев Степанчиков
  • Не исключая разврата и жестокости, культура исключает пошлость. Владимир Микушевич
  • Эстетика в жизни - брезгливость вместо совести. Владимир Микушевич
  • Эстетизм - наслаждаться красотой в том, что может быть само по себе ужасно. Александр Круглов
  • Эстет - это человек, который, услыша крик боли, постарается подобрать к этому крику музыку. по Александр Круглов
  • Эстетизм - эстетическая поверхностность, - глубина знает добро и зло, истину и ложь. Александр Круглов
  • Чем больше мы отдаёмся красоте, тем больше мы удаляемся от добра. Лев Толстой
  • Ах красота, красота, сколько из-за неё делается безобразия. Николай Лесков
  • Красота тесно связана с трагизмом жизни, и смерть трагедии была бы смертью красоты. Николай Бердяев
  • За прекрасным всегда скрыта какая-нибудь трагедия. Чтобы расцвёл самый скромный цветочек, миры должны претерпеть родовые муки. Оскар Уайльд
  • Прекрасное - это та часть ужасного, которое мы можем вместить. Райнер Рильке

У.2.2. ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА

1 ПОНИМАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

  • Понять - это значит стать равным. Рафаэль
  • Понимание - отражённый свет творчества. Вилье де Лиль-Адан
  • Что создано вдохновением, то постигается лишь вдохновением. Владимир Микушевич
  • Создания искусства разрушаются, как только исчезает чутьё к искусству. Иоганн Вольфганг Гёте
  • Искусство надо чувствовать, а не понимать. Реми де Гурмон
  • Понять - значит почувствовать. Константин Станиславский
  • Человек может избаловать себя ясностью понятий. Как отвратительно будет тогда иметь дело со всем смутным, туманным, домогаемым, предчувствуемым. Фридрих Ницше
  • Ясность представлений - великая добродетель, но тот, кто прежде всего ищет ясности, рискует и упустить что-то важное, ибо есть истины, для уяснения которых необходимы терпение и время. Требование ясности, или хотя бы логики, немедленно и во всём сушит ум, постепенно суживает кругозор. Торнтон Уайлдер
  • Те люди понимают очень мало, которые понимают лишь то, что можно объяснить. М. Эбнер-Эшенбах
  • Всё знают и всё понимают только дураки и шарлатаны. Антон Чехов
  • Тому, кому всегда всё слишком понятно, скорее всего вообще неведомо, что это значит - понимать. Александр Круглов
  • Коварство языка заключается в том, что любая синтаксически корректная фраза кажется осмысленной. NN
  • Не всё то глобально, что не укладывается в голове. Виктор Сумбатов
  • Каждый значительный текст, будучи связан с миром и входя в многомерное пространство культуры, не может не иметь вариантов и разночтений и прочитан одним кем-то определённым образом. Дмитрий Шушарин
  • Произведения искусства допускают многозначные интерпретации не в силу неопределённости того, что в них сообщается - как оно бывает в произведениях бездарных, маскирующих пустоту, - напротив: ими сообщается больше, чем просто нечто определённое, - сообщается конкретное, нечто поистине живое - и как таковое, действительно, многозначное. Александр Круглов
  • Поэтический образ должен иметь несколько смыслов. Тот, который вы откроете в нём, для вас и будет истинным смыслом. Анатоль Франс
  • Для понятливых читателей, к которым я исключительно обращаюсь, слова ничего не значат сами по себе и важность слов зависит от смысла, какой хотят им придать. Астольф де Кюстин
  • В книге, как в айсберге, девять десятых скрыто внутри, в ней существует подтекст. Валентин Распутин
  • Роман - это не только и не просто роман. Это тайник, где можно припрятать два-три важных слова в надежде, что читатель их отыщет. Генрих Бёлль
  • Есть в человеке странная потребность - зарывать клады. Мне кажется, чем-то подобным занимается каждый настоящий художник - вкладывая в свои творения куда больше, чем кто-либо из известных ему людей разрешит себе хотя бы заметить, но с верой, что всё-таки это нужно... Александр Круглов
  • Если можно целый мир вместить в одну строчку, если мне это удастся, то найдутся люди, которым удастся извлечь этот мир оттуда. Геннадий Матюшов
  • Читается трояким образом: читать и не понимать, читать и понимать, читать и понимать даже то, что не написано. Яков Б. Княжнин

2 СУБЪЕКТИВНОСТЬ В ПОНИМАНИИ

  • Каждая эпоха понимает дошедший до неё текст по-своему. Ханс Г. Гадамер
  • Настоящее произведение искусства прошлого - мертво и понятно было только умершим. Почитание великих художников прошлого заключается в деятельном стремлении оживить их произведения путём новшеств. Фридрих Ницше
  • Ни одна фраза Гераклита, Демокрита, Платона не является для нас истиной, если мы её не препарируем под свои нужды. Освальд Шпенглер
  • До читателя редко доходит тот смысл, который вложил в книгу автор. Бернард Шоу
  • Читать - значит переводить, поскольку опыт двух разных людей никогда не совпадает. Уистен Х. Оден
  • Читать, слушать - то же, что переводить. Бывают прекрасные переводы. Но точных не бывает. Анатоль Франс
  • Жанр романа тем и хорош, что оставляет простор для читательского домысла. Без этого домысла никакой роман не может считаться законченным. Валентин Пикуль
  • Каждый зритель приносит в театр собственную акустику. Станислав Ежи Лец
  • Автор пишет одну пьесу, актёры играют другую, зрители видят третью. Шарль Баре
  • Всякая книга существует в стольких различных вариантах, сколько у неё читателей. Анатоль Франс
  • Поэт знает, что он мог написать иначе; для читателя в тексте, воспринимаемом как художественный, случайного нет. Юрий Лотман
  • Когда произведение опубликовано, авторское толкование не более ценно, чем любое прочее. Поль Валери
  • В книгах мы находим только самих себя. Анатоль Франс
  • Не свой смысл вкладывает зритель в произведение, а свою душу. Александр Круглов
  • Во мне, а не в писаниях Монтеня содержится всё, что я в них вычитываю. Блез Паскаль
  • Чары содержательной книги всегда открывают для читателя клад его собственных мыслей - если таковые вообще имеются. Вильгельм Фишер
  • В книгах можно прочитать лишь то, что написано в тебе самом. Владимир Микушевич
  • В сущности искусство зеркало, отражающее того, кто в него смотрит, а вовсе не жизнь. Оскар Уайльд
  • Книга - что зеркало. Если в него смотрит обезьяна, то не может из него выглянуть лик апостола. Георг Лихтенберг
  • Нелепость часто заключена не в книге, а в уме читающего. Фёдор Достоевский
  • Ни один автор не настолько умён, чтобы уразуметь глупость своих читателей. Мультатули
  • Шедевр поймёт даже дурак. По-своему. Станислав Ежи Лец
  • Каждая мышь старается объяснить гору так, чтобы её можно было затащить себе в норку. Владимир Шойхер
  • Прекрасные и возвышенные чувства, стихийно рождённые в недрах высоких душ, очень быстро становятся смешными, как только люди заурядные начинают их приписывать себе. Андре Моруа

3 ЧТЕНИЕ

  • Прочтение произведения - всегда его "исполнение", аналогичное "музыкальному исполнению", то есть со-творение, обусловленное традицией других прочтений современной читающей общности. Витторио Страда
  • Книга должна быть исполнена читателем, как соната. Знаки - ноты. В воле читателя - осуществить или исказить. Марина Цветаева
  • Письменная речь обладает тем преимуществом, что звучит в голове у читателя сообразно его вкусам - если таковые имеются. Авессалом Подводный
  • В часы, когда наша фантазия и способность к ассоциациям достигают вершины, мы ведь и вообще уже не читаем написанного на бумаге - мы плывем в потоке побуждений и идей, которые устремляются к нам из прочитанного. Герман Гессе
  • В книгах читатель находит лишь пищу своей фантазии. Анатоль Франс
  • Искусство читать - это искусство мыслить с некоторой помощью другого. Эмиль Фагэ
  • Книги пишутся не для того, чтоб в них верили, а для того, чтобы их обдумывали. Умберто Эко
  • Чтение мне служит, чтобы загружать мой ум, а не память. Мишель де Монтень
  • Мы из породы жвачных, и нам недостаточно только набивать себя множеством книг: если только мы не пережуём и не переварим хорошенько всего, что проглотили, книги нам не дадут силы и питания. Джон Локк
  • Что приобретается при чтении посредством пера - превращается в плоть и кровь. Сенека
  • Вернейший способ убедиться в никчемности книги - читать её без доверия. Александр Круглов
  • Мы умеем читать книги только в детстве и ранней юности. Для взрослого чтение - отдых или работа; для подростка - процесс бескорыстного и неторопливого узнавания книги. Лидия Гинзбург
  • Для наслаждения чтением нужна бездеятельность. Нужна неповторимая уверенность молодости в том, что спешить некуда и что суть жизни не в результатах, а в процессах. Лидия Гинзбург
  • Книги нужно читать так же неторопливо и бережно, как они писались. Генри Торо
  • Хороших писателей надо смаковать, выжимая сок из каждой строчки. Антон Чехов
  • Хорошие книги - целомудренные и благородные девушки, которые не отдают своё сердце каждому, кто только за ними ухаживает. Лишь постепенно в огне любви они теряют свою естественную строптивость и неприступность. Они открывают свои сокровенные тайны лишь постоянному, посвящённому, верному любовнику. Людвиг Фейербах
  • Невнимательное чтение - это не чтение, а просматривание событийного ряда книг. Это не сопереживание, а любопытство. Валентин Распутин
  • Книги, не заслуживающие медленного чтения, не заслуживают вообще, чтобы их читали. Эмиль Фагэ
  • Истинно талантливое произведение неограниченно информативно. При повторном прочтении оно способно вызвать новые мысли и новые переживания. Михаил Волькенштейн
  • Второе посещение галереи - это ещё и посещение первого посещения. Джон Фаулз
  • Книга, которая не делается лучше при повторном чтении, вообще не заслуживает того, чтобы её читали. Томас Карлейль
  • Хотя многие подробности из прочитанных книг и забываются нами, каждая из них в своё время как-то обогатила нас. Перечитывание книг мало что даёт. Сомерсет Моэм

4 ЧИТАТЕЛЬ

  • Представляя читателям выношенную книгу, автор рассчитывает на немногих людей, чьи сердца бьются в такт с его сердцем, кому в странствии по лабиринту лет стали дороги такие же или похожие представления. С ними незримо ведёт он беседу. Иоганн Гердер
  • В произведениях писательского искусства настоящая борьба ведётся не между героями романа, а между романистом и читателем. Владимир Набоков
  • Пишущий никогда не бывает один. Поль Валери
  • Читательская фигура должна стоять перед лицом писателя и за спиной издателя - но ни в коем случае не наоборот. Авессалом Подводный
  • И чужая неграмотность мешает писать. Станислав Ежи Лец
  • Чтобы иметь хороших поэтов, надо иметь хороших слушателей. Уолт Уитмен
  • Талант находит сочувствие и понимание среди людей образованных, тонких, а гений доступен всем. Семён Липкин
  • В Англии мы имеем замечательную поэзию, потому что публика её не читает, а следовательно, никак на неё не влияет. Оскар Уайльд
  • Чем цивилизованней народ, тем ближе его масса к культуре, но и, увы, культура к массе… Александр Круглов
  • Мещанам не нужны книги, им нужны цитаты. В подтверждение своих дурацких крошечных воззрений они выковыривают кирпичи из великих созданий и кидают их в головы проходящих. Леонид Лиходеев
  • Самые плохие читатели похожи на грабящих солдат; они берут себе только то, что им нужно, загрязняя и приводя в беспорядок остальное и надругиваясь над всем. Фридрих Ницше
  • Философ думает, что ценность его философии лежит в целом, в строении; но потомство находит ценным только камень, из которого он строил и из которого можно построить новое и лучшее здание, то есть ценно для него именно то, что здание можно разрушить и всё-таки оно будет полезно, как материал. Фридрих Ницше

5 СПОСОБНОСТЬ, ПУТИ К ПОНИМАНИЮ

  • Не все вмещают слово сие, но кому дано. Библия, Мф. 19, 11.
  • Истина открыта всем, но доступна не каждому. Андрей Лаврухин
  • Человек может быть только тем, что он есть, и представлять себе всё только в меру своего понимания. Мишель де Монтень
  • Хорошее не нравится нам, если мы до него не доросли. Фридрих Ницше
  • Чтобы понимать чужие мысли, надо иметь свои. Борис Крутиер
  • Человеку, который много думал, каждая новая мысль представляется в виде цепи. Фридрих Ницше
  • Главное отличие между образованным и необразованным человеком то, что второй не может следить за цепью умозаключений. Пётр Кропоткин
  • Только тогда можно быть тронутым изображением какой-нибудь страсти, когда сам был игралищем её. Клод Гельвеций
  • Каждый из нас на самом деле понимает в других только те чувства, которые он сам способен испытать. Андре Жид
  • Принятие или неприятие данной мысли часто красноречивее говорит о нас самих, чем о её абсолютной ценности. Драган М. Еремич
  • Восприимчивость - умение чувствовать в чужом своё собственное. Александр Круглов
  • А казалось, что уж от пустых-то голов можно ждать восприимчивости! Станислав Ежи Лец
  • Искусство ни в коем случае не должно стремиться стать популярным, наоборот, публика должна стараться стать художественной. Оскар Уайльд
  • Писатель должен быть понятным, а читатель - понятливым. Вильгельм Фишер
  • Если смысл прочитанного до вас не доходит, попробуйте сами дойти до него! Евгений Тарасов
  • До глубокой мысли надо дорасти. Станислав Ежи Лец
  • Глубину чужой мысли каждый мерит на свой аршин. Виктор Власов
  • С произведением искусства нужно держать себя так, как с большим сановником: остановиться перед ним и ждать, чтобы оно что-либо сказало нам. Артур Шопенгауэр
  • Находить что-то тёмным - дело нехитрое. Георг Лихтенберг
  • Одни находят прекрасным это, другие - то. Находят. Искать никто не хочет. Карл Краус
  • Восприятие искусства только тогда может привести к подлинному наслаждению, когда существует искусство восприятия. Бертольд Брехт
- ЗНАНИЕ И УМ См. Д.5.3.
- СПОСОБНОСТЬ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ См. Л.6.4.
- НАРОД И ЭЛИТА В КУЛЬТУРЕ См. С.4.2.

6 ВКУС

  • Непогрешим тот вкус, который умеет отличить содержание от формы, отличить пороки формы от совершенства содержания и пороки содержания от совершенства формы. Непогрешимый вкус умеет также отличить в литературе доброе от злого, плохое от худшего и хорошее от лучшего. Жозеф Жубер
  • Культурный человек обладает не только нравственной, но и логической и эстетической совестью. Вильгельм Виндельбанд
  • Вкус - инстинктивное и мгновенное предпочтение одного другому без какой-либо очевидной причины, за исключением того, что человеческой натуре свойственно именно так совершать свой окончательный выбор. Джон Рескин
  • Вкус - это особое дарование, быстрота суждений, умение различать оттенки прекрасного. Гюстав Флобер
  • Вкус - это ставшая инстинктом уверенность в чувстве. Ханс Лобергер
  • Вкусом называют умение ощущать принятое как приятное; это осведомлённость, которую пытаются сделать чувством. Александр Круглов
  • Хороший тон слагается из чувства моды и чувства меры. Александр Круглов
  • Чтобы иметь настоящий вкус, не следует учиться чувствовать то, чего не чувствуешь, ощущать принятое в достойном кругу как приятное лично тебе. Напротив, надо не бояться чувствовать, а вкус придёт сам, как опытность, - опытность чувства. Александр Круглов
  • У артистов от постоянного прикосновения к искусству притупляется и вытирается эстетическое чувство, заменяясь эстетическим глазомером. Василий Ключевский
  • Чувство меры - другое наименование вкуса. Чувство рубежа, за которым фальшь. Александр Круглов
  • Вкус состоит из тысячи отвращений. Поль Валери
  • Вкус развивается на самых совершенных образцах. Иоганн Вольфганг Гёте
  • Возможны утончённая безвкусица и грубый подлинный вкус. Александр Круглов
  • У меня наипростейший вкус: я всегда удовлетворяюсь лучшим. Оскар Уайльд
  • Когда нет вкуса, едят всё с аппетитом. Георгий Ковальчук

У.2.3. КАЧЕСТВО ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

1 КАЧЕСТВО ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

  • Хорошо или никак. Ференц Лист
  • В опаснейшем твоём искусстве, о поэт,
    Меж средним и плохим больших различий нет. Никола Буало
  • Посредственность находится не посередине, а за краем культуры. Андрей Коряковцев
  • То, что стоит делать, стоит делать хорошо. Никола Пуссен
  • Делайте что-нибудь, но не как-нибудь. Юрий Рыбников
  • Всё, что делаешь, надо делать хорошо, даже если совершаешь безумство. Оноре де Бальзак
  • В литературе не достигнуть успеха - значит погибнуть. Оноре де Бальзак
  • В искусстве посредственность невыносима. Жан де Лабрюйер
  • Сняться в плохом фильме - всё равно что плюнуть в вечность. Фаина Раневская
  • Художник всегда оставляет чересчур много картин... У него один серьёзный враг - его собственные плохие картины. Анри Матисс
  • Одна линия может обнаружить мастера, а тысячи линий могут его разоблачить. Александр Круглов
  • Невозможно написать хорошую книгу, пока не напишешь несколько плохих. Бернард Шоу
  • Только терпимо относясь к недостаткам писателя, можно наслаждаться его достоинствами. Уистен Х. Оден
  • Творчество больших художников есть всегда прекрасный сад с цветами и репейником, а не красивый парк с утрамбованными дорожками. Александр Блок
  • Есть в моей книге хорошее, кое-что слабо. Немало есть и плохого. Других книг не бывает. Марциал
  • Всякое произведение, если оно нравится, совершенно - недостатки появляются тогда, когда они его губят. Александр Круглов
  • С произведениями искусства как и с людьми: они могут быть милы даже при наличии самых больших недостатков. Людвиг Бёрне
  • Ничто так не напоминает мазню, как шедевр. Поль Гоген
  • Искусство живёт открытиями, которые кажутся случайными удачами. Виктор Шкловский
  • В искусстве отсутствие недостатков не есть достоинство. Эмиль Фагэ
  • Бывают произведения, которые нельзя назвать плохими и которые вместе с тем ничего не стоят. Иоганн Вольфганг Гёте

2 ОСНОВА УСПЕХА ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • Скрытая гармония сильнее явной. Гераклит
  • Главное свойство во всяком искусстве - чувство меры. Лев Толстой
  • Совершенство достигается не тогда, когда нечего больше добавить, а тогда, когда ничего больше нельзя отсечь. Антуан де Сент-Экзюпери
  • Признак шедевра: в нём ничего нельзя изменить. Поль Валери
  • Один из признаков писательского гения заключается в том, что люди различных убеждений находят в нём каждый свои собственные источники вдохновения. Сомерсет Моэм
  • Если из замечаний писателя, сделанных им мимоходом, можно создать целые книги, это самый верный критерий его величия. Георг Лихтенберг
  • В произведениях знаменитых писателей, но посредственных умов, находишь в лучшем случае то, что они хотят показать каждому. Они ищут и находят свою иголку при свете спички. Мыслители же распространяют свет, который озаряет всё кругом. Георг Лихтенберг
  • В каждом тысячелетии, в каждом столетии есть книги, чья мудрость способна осветить самые тёмные закоулки современности. Эти книги и есть классическая литература. Андрей Лаврухин
  • Великая литература - это текст, до предела нагруженный смыслом. Эзра Паунд
  • Заурядному произведению необходим только сюжет. Прекрасному же произведению необходимо семя, которое, подобно растению, само даст всходы в уме читателя. Жозеф Жубер
  • Выдающимся является лишь такое произведение искусства, которое одновременно представляет собой и символ и точное выражение действительности. Ги де Мопассан
  • Постоянная современность служит мерилом достоинства всякого произведения искусства. Ралф Эмерсон
  • Книги о злобах дня умирают вместе со злобами; общеполезные произведения остаются. Франсуа Вольтер
  • Только то пригодно для описания, что останется интересным и после того, как история вынесет свой приговор. Стендаль
  • Романы, имеющие познавательную ценность, скоро читать становится так же невозможно, как позавчерашнюю газету. Сомерсет Моэм
  • Идеи гибельны в драматургии потому, что если они приемлемы, их принимают, а это убивает пьесу, которая способствовала их распространению. Сомерсет Моэм
  • Остроумие наших произведений со временем выдыхается. Лишь их сути, их подлинному крепкому ядру суждена долгая жизнь. Жозеф Жубер
  • Педантизм и ханжество - это такие жернова, которые способны утопить любую книгу, несущую на себе хотя бы малую толику их мёртвого веса. Энтони Шафтсбери

3 СУДЬБА КНИГИ

  • Пусть опрокинет статуи война,
    Мятеж развеет каменщиков труд,
    Но врезанные в память письмена
    Бегущие столетья не сотрут. Уильям Шекспир
  • Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее. Александр Дюма
  • Вехой в истории искусств становятся не совершенные творения, а те, которые в силу своей новизны служат как бы верстовыми столбами на широкой дороге изящной словесности. Андре Моруа
  • Великая литература рождается на сломе обычаев и правил. Виктор Шкловский
  • Есть произведения, которые создаются своей аудиторией. Другие - сами создают свою аудиторию. Поль Валери
  • Книга неподвластна времени, если идущее вперёд время вбирает её в себя. Томас Манн
  • Аромат хорошей книги, её сладость и золотистый блеск должны развиваться с годами под влиянием растущего почитания. Хорошие читатели постоянно улучшают книгу, хорошие противники постоянно выясняют её. Фридрих Ницше
  • Книга никогда не бывает шедевром - она им становится. Эдмон и Жюль Гонкур
  • Ни одна книга никогда не была осуждена в литературе иначе, как самой собой. Ричард Бентли
  • Нет шедевров, погибших в забвении. Ложь и угодничество писак не могут поддержать жизнь дрянной книги. Оноре де Бальзак
  • Есть незаслуженно забытые книги, но нет таких, которые бы незаслуженно помнили. Уистен Х. Оден
  • Классическую литературу создаёт не искусственный, а естественный отбор. NN
  • Судьбы книги зависят от понимания тех людей, которые их читают. Латинское изречение
  • Написанное существует, прочитанное живет. Бауржан Тойтибеков
  • Несомненный признак всякой хорошей книги это тот, что она нравится тем больше, чем человек становится старше. Георг Лихтенберг
  • Первым признаком, что книга устарела, служит то, что она делается достижением всё более и более незрелых возрастов. Фридрих Ницше
  • Хорошая книга предназначена для читателей одного определённого типа, а потому все остальные, т.е. большинство, встречает её недоброжелательно. Посредственной книга является именно потому, что хочет нравиться и действительно нравится многим. Фридрих Ницше
  • Вот разница между хорошими и плохими книгами: у хороших книг - хорошие читатели, у плохих - плохие. Андрей Коряковцев

4 ОЦЕНКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

  • Красота есть совершенное, постигаемое чувством. Истина есть совершенное, постигаемое рассудком. Добро есть совершенное, постигаемое нравственной силой. Александр Баумгартен
  • Великие творения должны быть оценены великими людьми; лишь тогда они получают признание посредственности. Илья Шевелев
  • Напрасно старается сочинитель стяжать восхищённые похвалы своему труду. Глупцы иногда восхищаются, но на то они и глупцы. Умные люди таят в себе ростки всех мыслей и чувств; ничто им не внове: они не склонны восхищаться, они просто одобряют. Жан де Лабрюйер
  • Глупцы дивятся и встречают с любовным почтением всё, что, по их мнению, скрывается за двусмысленными выражениями. Лукреций
  • Здорово написано - так выражаются дворники о романах, которые печатаются в газетах и которые им нравятся. Гюстав Флобер
  • Существуют произведения, которые толпа критикует и которые, несмотря на это, продолжают ей нравиться: их критикуют, повинуясь рассудку, убеждениям; ими наслаждаются, повинуясь вкусу, склонностям души. Люк де Вовенарг
  • Суть искусства заключается в его очаровании. Все недостатки можно простить художнику, если его создание очаровывает. Илья Репин
  • То, что я понял, - прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, - тоже прекрасно. Сократ
  • Отличие хороших стихов от плохих. В хороших стихах запоминаются хорошие строчки, а в плохих - плохие. Осип Брик
  • Только аукционер может равно и беспристрастно восхищаться всеми школами в искусстве. Оскар Уайльд
  • Воспринимать "объективно" - это значит не быть слепым и глухим к тому, что тебе не нравится. Александр Круглов
  • Надо уметь ценить хорошее и оценивать плохое. Илья Шевелев

5 КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

  • Каждое великое произведение искусства подчиняется своему собственному закону и подлежит суду только в рамках этого закона. Геннадий Матюшов
  • Каждая школа в искусстве создаёт свою условную ложь, и в эстетических оценках невероятную роль играет снобизм. Эстет есть существо, лишённое всякой свободы восприятия и суждения. по Николай Бердяев
  • В прославленном писателе недостатки идут за своеобразие, в неизвестном, наоборот, своеобразие - за недостаток. Александр Круглов
  • Истинный критик - тот, кто способен позабыть о любых критериях, просто - восхитившись. Недостатки - ведь это всегда с позиций критериев уже сложившихся и апробированных; настоящие же достижения в искусстве выдвигают скорее и свои собственные критерии. Александр Круглов
  • Художественное произведение бывает прекрасно именно тогда, когда оно включает в себя элементы, до него в искусстве не существовавшие, и измерять его степень совершенства меркой образцов прошлого - значит измерять его как раз той меркой, отсутствие которой обусловливает его действительное совершенство. Оскар Уайльд
  • Читай стихи - и верь единственно тому,
    Что нравится тебе, что сказано прекрасно;
    И что с потребностью души твоей согласно. Николай Карамзин
  • О способных людях мы позволяем себе судить лишь после долгого общения с ними; но о подавляющем большинстве других мы судим тотчас же после первого с ними знакомства, и притом следующим образом: мы вовсе не желаем знать их. Так же обстоит дело и с бесчисленными сочинениями: уже по прочтении первых страниц мы закрываем их навсегда. Людвиг Фейербах
  • Публика в искусстве любит больше всего то, что банально, и ей давно известно, к чему она привыкла. Антон Чехов
  • Немало литературных произведений обязано своим успехом убожеству мыслей автора, ибо оно сродни убожеству мыслей публики. Никола Шамфор
  • Люди понимают только чувства, сходные с их собственными; другие, как бы прекрасно они ни были выражены, не действуют на них. Ипполит Тэн
  • Из чужих творений принимаешь лишь те, в которых видишь себя таким, каким сам себя представляешь, и лишь те слова звучат для тебя убедительно, которые, по твоему мнению, ты сам бы мог произнести. Робер Эскарпи
  • Публика больше всего любит тех писателей, в произведениях которых она может дивиться своей собственной мудрости. Иосиф Этвеш
  • Художник - то зеркало, которым дорожат только потому, что оно даёт зрителям возможность любоваться самим собой. Василий Ключевский
  • Человек читает, чтобы встретить себя в героях книги. Жорж Сименон

У.2.4. КРИТИКА

1 КРИТИКА

  • Светоч критики должен озарять, а не жечь. Шарль Фавар
  • Критика - это щётка, которой не следует чистить лёгкие ткани: она раздирает их в клочья. Оноре де Бальзак
  • Чудесное исчезает, как только его исследуют. Франсуа Вольтер
  • Назначение критики в том, чтобы находить во всём том, что было написано, самое важное и хорошее и обращать на это внимание читателей. Мэтью Арнольд
  • Истинная критика - это не способность замечать недостатки, скорее напротив: это способность видеть достоинства. Александр Круглов
  • Нет необходимости нападать на плохое искусство - оно погибнет и так. Уистен Х. Оден
  • Невежда не видит красот; хулитель не хочет их видеть; критик их видит и указывает на них. Андре Шенье
  • Критик призван просвещать читателя; художник призван просвещать критика. Оскар Уайльд
  • Полемика - это пьедестал для знаменитостей. Оноре де Бальзак
  • Радуйся любой статье о себе, если только она не в траурной рамке. Брендан Бихан
  • Журнальная критика властвует не над суждением публики, а только над её вниманием; поэтому единственный способ насилия для неё состоит в замалчивании. Артур Шопенгауэр
  • Для настоящей славы мало похвал. Нужна и ругань. Сэмюэл Джонсон
  • Критика утоляет кровожадность толпы своими гладиаторскими боями, её зависть - своими нападками на великих людей, её потребность в преклонении - хвалой, которую им возносит. Бернард Шоу
  • Критики - часовые великой армии литературы, расставленные во всех углах газет и обозрений и вступающие в бой с каждым новым писателем. Генри Лонгфелло
  • Всякое ложное произведение, восхвалённое критиками, есть дверь, в которую тотчас же врываются лицемеры искусства. Лев Толстой
  • Уничтожение творца - это дань, которую истолкователь платит величию творческого труда, потому что чудо творения, совершаемое духом, неподражаемо и неповторимо, между тем как мертвящая буква книжников остаётся незыблемой и постоянной, удобной для повторения. Арнольд Тойнби
  • В системах, где судьба нового целиком зависит от оценки авторитетов, вырождение запланировано: невозможно быть компетентным в оригинальном. Но так же обязательно вырождение и в системах, где такая оценка вовсе ничего не значит - чтобы оценить чей-то талант, нужно самому его иметь. Александр Круглов
  • Критики всегда сравнивают. Несравнимое от них ускользает. Жан Кокто
  • Иногда поэт видит то, чего не видят критики, и тогда поэта обвиняют в ошибках. Иногда поэт ошибается вместе с другими, и критики, как добрые экзаменаторы, одобрительно кивают головами. Илья Эренбург
  • Творения духа вечны и постоянны. Критика же исходит из воззрений своего времени. Этьен Рей
  • Когда запахли фиалки, дерьмо сказало: "Ну что ж, они работают на дешёвом контрасте". Станислав Ежи Лец
  • Критика бывает либо талантливой, либо бездарной, но никогда - правильной. Александр Генис
  • Критики, как и другие люди, видят то, что ищут, а не то, что у них перед глазами. Бернард Шоу
  • Не стоит труда принимать во внимание, что говорит или думает тот, кто говорит или думает только так, как его направляют другие. Джон Локк
  • Дух партии превращает критику в брань. Пьер Буаст
  • Критика, которой занимаются приверженцы партий, служит к унижению таланта и к торжеству посредственности. Абель Вильмен
  • Не соловьи поют, кукушки то кукуют
    И врут, и враки те друг друга критикуют. Александр Сумароков
  • Некоторые критические статьи можно уподобить производству слонов из мух заказчика. Лазарь Лагин
  • Одни превозносят, другие критикуют, у каждого своё амплуа; требуется квалификация, правоты не требуется. Владимир Микушевич

2 КРИТИКА И КРИТИКИ

  • Занимаясь эстетикой и критикой, надо помнить, что это искусство, и вносить в него страсть и беспечность, без которых никакого искусства быть не может. Анатоль Франс
  • Легко критиковать автора, но трудно оценить его. Люк де Вовенарг
  • За мужеством критики должно следовать мужество похвалы. Оноре де Бальзак
  • Часто критики облаивают авторов на полустанке, о которых они, продвигаясь вперёд, уже давно забыли. по Илья Эренбург
  • Бездарные люди - обыкновенно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного и не зная, что и как делать, они требуют от других совсем невозможного. Василий Ключевский
  • Отыскивать маленькие недостатки - свойство посредственностей. Возвышенные умы молчат или же возражают против целого, а великие умы творят сами, никого не осуждая. Георг Лихтенберг
  • Уймись, дружок! К чему журнальный шум
    И пасквилей томительная тупость?
    Затейник зол, с улыбкой скажет глупость.
    Невежда глуп, зевая скажет ум. Александр Пушкин
  • Критик весьма похож на тех людей, которые, желая посмеяться, всякий раз обнажают гнилые зубы. Жозеф Жубер
  • Лауреат - Петух Соловью не наставник. Николай Полотай
  • Писатель не должен думать о критике, как солдат о госпитале. Стендаль
  • Спрашивать писателя, что он думает о своих критиках, - всё равно что спрашивать фонарный столб, что тот думает о собаках. Джон Осборн
  • Критики обычно слепы и глухи в области их деятельности. Это помогает им самоуглубляться, что необходимо для эстетического мышления. Анатоль Франс
  • Художественная критика - это оценка произведений искусства не простыми, а учёными, т.е. извращёнными и самоуверенными людьми. Лев Толстой
  • Критика - это порою не столько наука, сколько ремесло, требующее скорее выносливости, чем ума, прилежания, чем способностей, привычки, чем одарённости. Жан де Лабрюйер
  • Занятие критикой приучает ум к крючкотворству. Шарль де Сент-Евремон
  • Высшее, до чего может подняться, благодаря опытности, не очень умный человек - это находить слабости у лучших людей. Георг Лихтенберг
  • Зависть позволяет человеку превзойти самого себя, и тупица становится проницательным, когда дело касается чужих ошибок. Артур Шопенгауэр
  • Трудно создать самому даже посредственную вещь и так легко почувствовать посредственность чужую. Дени Дидро
  • Все пустоцветы, обещавшие на первых порах слишком много, становятся критиками. Оноре де Бальзак
  • Бездарность никогда не откажется от критической деятельности уже потому, что не сознаёт себя бездарностью. Дмитрий Писарев
  • Критика - это прислуга, постоянно мечтающая сесть за стол, где пирует искусство. Геннадий Матюшов
  • Главная цель критика - это разделить с художником его славу. Джордж Натан
- ПОЧИТАТЕЛИ И ЦЕННОСТЬ СЛАВЫ См. С.6.4.
- ПРИЧИНЫ ЗЛОСЛОВИЯ См. Л.2.3.
- ОТНОШЕНИЕ К КРИТИКЕ См. Л.2.4.
- СПОСОБНОСТЬ К ПРИЗНАНИЮ ТАЛАНТА См. С.5.4.
В НАЧАЛО
ОГЛАВЛЕНИЕ
НА ГЛАВНУЮ
Hosted by uCoz

Источник: http://shoyher.narod.ru/AntolMyisli/AntolMyisl_U2.html


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

АНГЛИЙСКИЙ ЭСТЕТИЗСКАР УАЙЛЬД fo Самодельный задний ковш на мтз

Красота в эстетизме Красота в разных странах мира
Красота в эстетизме КРАСОТА. ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА
Красота в эстетизме Красота и Здоровье VK
Красота в эстетизме Эстетизм Википедия
Красота в эстетизме Красота Википедия
Красота в эстетизме Эстетизм VK
Красота в эстетизме LOVE REPUBLIC, Сеть магазинов Отзывы покупателей
Аппаратный маникюр и педикюр: машинки, фрезы Джемпер для куклы Барби Одежда для куклы Женская одежда больших размеров оптом - красивая и модная Кофточка и штанишки для малыша спицами Лазерная эпиляция в Киеве, цены, отзывы. Удаление волос Макияж для зеленых глаз: пошаговое фото 10 Омар Хайям. Рубаи. Стихи. Мудрости жизни